28 декабря arch была весёлая дискуссия календарях мерах числах Переспо

  1
  2
  3
  4
  5
  6
  7
  8
  9
 10
 11
 12
 13
 14
 15
 16
 17
 18
 19
 20
 21
 22
 23
 24
 25
 26
 27
 28
 29
 30
 31
 32
 33
 34
 35
 36
 37
 38
 39
 40
 41
 42
 43
 44
 45
 46
 47
 48
 49
 50
 51
 52
 53
 54
 55
 56
 57
 58
 59
 60
 61
 62
 63
 64
 65
 66
 67
 68
 69
 70
 71
 72
 73
 74
 75
 76
 77
 78
 79
 80
 81
 82
 83
 84
 85
 86
 87
 88
 89
 90
 91
 92
 93
 94
 95
 96
 97
 98
 99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
28 декабря (н.с.) в arch@c.j.r была весёлая дискуссия о календарях, мерах и
числах. Переспорить целый чятик мне, увы, не удалось, но хотя бы вот заметочку
напишу:
О КАЛЕНДАРЯХ, МЕРАХ И ЧИСЛАХ.
***
Одно из главных различий человека средневекового и человека современного — это
отношение к пространству и времени.
Современный человек мыслит пространство
абстрактной, изотропной пустотой. Для него пространство не обладает никакими
собственными свойствами. Его можно мерить совершенно абстрактными метрами.
Для средневекового человека пространство отнюдь не абстрактная пустота. Есть
чужбина, есть родина. Есть Святая земля, есть земля проклятая и т. п.
Традиционные меры не измеряют пустоту. Они функционально-ориентированны.
Пространство неоднородно по своим направлениям. Византийские и славянские
зодчие в своих постройках использовали разные единицы для вертикальных и
горизонтальных размеров. Установление соотношений между различными единицами
требовалось для этих единиц стандартизации, а не для того, чтобы реально
переводить одни величины в другие, поэтому далеко не круглые соотношения между
единицами не создают никаких неудобств. Когда человек идет по земле, он меряет
расстояния поприщами. Когда идет в море, то морскими милями. «Земные» меры
теряют там всякий смысл, ориентиром же служат небесные светила. Переводить
поприща или мили в пяди лишено всякого практического смысла: это разное
пространство, каждому пространству своя мера…
Увы, традиционные меры отошли в прошлое. Даже все еще используемая английская
система мер утратила свою суть. Дюймы и футы превратились просто в абстракции,
утратили свою связь с реальным миром.
***
Живой мир наполнен божественными творениями, которые делают пространство не
изотропным. Абстрактная метрическая система годится же только для того, чтобы
мерить смерть, пустоту и ад; небытие.
***
Но как же время?
Говорят, что когда одному из императоров Китая подарили механические часы, он
не смог найти этой безделице практического применения.
Да, распространение механических часов одна из примет смены картины мира. Но
всё-таки до сих пор время было слишком привязано к человеку, чтобы тот смог
оторвать его от себя и ввести что-то абстрактно-десятичное.
Но это еще не значит, что время со временем не меняется!
Вот, например, месяц. Когда месяц был главной единицей измерения времени.
С тех пор луна утратила свое влияние на людей. В ночном небе есть куда более
яркие светильники. Если вас не беспокоят приливы и менструации, то луна даст о
себе знать только в виде неоплаченного Интернета в начале месяца.
«Жемчужина небесной тишины»…
День-ночь сутки прочь. По сравнению с прошлыми временами сутки теряют свою
важность. Времена, когда цена на Интернет зависела от времени суток, прошли.
Потому многие уже не отличают дня от ночи.
Все увеличивающаяся мобильность человека делает время все более изотропным.
В Москве зима? Так в Антарктиде-то лето! Какие милые пингвинчики! Да, скоро
можно будет вообще забыть и про времена года, и про самые годы.
Вторжение десятично-абстрактных единиц времени все-таки неизбежно?
Сутки, месяцы и годы уйдут в прошлое к милым русскому сердцу пядям, саженям,
верстам? (И еще более милым чаркам и шкаликам) (:
***
Я бы этого не хотел и утверждаю, что юлианский календарь есть календарь
наилучший.
Сущность времени в том, что при смене календаря прошлое не перестаёт
существовать. Неизбежно приходится иметь дело не только с датами настоящими и
будущими, но и датами давно прошедшими. Если при выборе мер дины мы скованы
лишь косвенно, скованы существующими стандартами (именно благодаря этому до
сих пор сохранился кое-где римский фут), но постепенно стандарты сменяются
новыми, и старые меры лишь изредка дают о себе знать, то прошлое неотвязно
следует за человеком. (Именно желание избавиться от этого прошлого, кстати,
чаще всего и движет горе-реформаторами календарей; что в России, что во
Франции).
Юлианский календарь сочетает хорошую точность с простотой вычислений.
Египетский календарь недостаточно точен: за столетие набегает 25 дней
погрешности (относительно длины тропического года), почти месяц. Это снижает
удобство использования такого календаря.
Календарь Омара Хайяма, в котором на каждые 33 года 8 вискокосных слишком
сложен. Вряд ли удобно использовать такой календарь, если под рукой нет хотя
бы клочка бумаги или фруктового мелка.
Более точные, чем юлианский, хотя и чуть менее удобные в плане вычислений,
календари григорианский и новоюлианский. Если бы не одно но, разом
вычеркивающее эти календари из списка годных. В григорианском календаре после
4-го числа случается 15-го. И если 4-е число было четвергом, 15-е ВНЕЗАПНО
становится пятницей. Нужно быть безумцем или иезуитом, чтобы принять такой
календарь. Ни о каком удобстве при использовании этого календаря на может быть
и речи.
Что же касется точности… Погрешность в 10 дней набегала бы в юлианском
календаре долгую тысячу лет. С поистине иезуитским коварством Григорий XIII
совершил этот губительный для календаря вброс. Под личиной увеличения точности
на пустом месте создать десятидневную погрешность! Вот она, римская волчица в
овечьей шкуре!
Итак, юлианский календарь, в котором каждый следующий день ровно следует за
предыдущим вот уже 2000 лет, по-видимому, пока является безальтерантивным: нет
календаря, лучше сочетающего точность, простоту и удобство использования.
Да, я не упомянул различные маргинальные календари, такие как французский
революционный. В этом календаре теряется сама суть календаря, это
календарь-наоборот: он не служит для определения времен, а сам определяется
временем. Фактически, это шаг на 2000 лет назад, во времена до Юлия Цезаря,
когда календарь фактически отсутсвовал, а продолжительность каждого года
определялась специальным решением понтифика.
***
Пока я рассматривал календари только с точки зрения продолжительности года,
этого хватило, чтобы убедиться, что в году действительно 365 дней и 6 часов.
Посмотрим же теперь на другие свойства этого календаря.
Христианство, также как и учение Пророка, и закон Моисея, традиционно
использует семидневную неделю. Сочетание юлианского календаря с семидневной
неделей дает период в 28 лет. Григорианский же календарь даёт период в 2800
лет, что затрудняет его использование людьми религиозными. А так как
семидневная неделя распространилась и за пределы традиционно христианских
стран, то такое преимущество юлианского календаря становится повсеместным.
Уникальное свойство юлианского календаря это «метонов цикл». 19 лет почти в
точности соответствуют 235 синодическим лунным месяцам. Это позволяет
использовать юлианский календарь в качестве лунно-солнечного. Может быть, это
и не большое преимущество (уже указывалось, сколь малую роль играет луна в
жизни современного человека). Но христиане используют эту замечательную
особенность, чтобы помножить 19 на 28 и получить цикл в 532 года. Заковыристая
проблема определения дня Святой Пасхи разрешена с изяществом, которому можно
только позавидовать. Не нужно этот день вычислять, его можно определить по
календарю (собственно, именно для этого календари и нужны).
Есть ли у юлианского календаря недостатки и какие? Главный недостаток —
февраль. Очевидно, високосный день предполагался в последнем месяце. Когда же
этот месяц оказался вторым, то високосный день стоило бы перенести на декабрь.
Или, лучше, оставить март первым. Это позволило бы избавиться и от
раздражающего несоответсвия названий месяцев их номерам (сентябрь, октябрь…).
***
А что же часы?
Час — велина угловая. Да-да, она всё-таки вертится, и сутки составляют ровно
один оборот (звездные сутки, естественно, а не солнечные, но четыре минуты
здесь роли не играют). Коль сутки это один оборот, то час, доля суток, это
поворот на определённый угол.
Углы в 30°, 45°, 60°, 90° обладают хорошо известными геометрическими
свойствами, построить такие углы человек сможет имея самые примитивные
инструменты, и обладая самыми примитивными знаниями геометрии. Наименьший
общий делитель этих чисел — 15°. 15° — это и есть один час, 1/24-я полного
оборот. Делить сутки на 24 части — действительно мудрое, не случайное решение.
Другим таким же мудрым решением было бы разделить сутки на 16 частей или на
32 части, по аналогии с навигационными румбами.
Допустимо ли разделить сутки на 10 частей? Я уверен, что нет. Да, у человека
есть десять пальцев, но он не умеет делить окружность на десять частей, не
знает, что это за окружность, которую поделили на 10 частей.
Пока сутки не превратились в формальность, пока они действительно отображают
один оборот, пока человеку важно, что день сменяет утро, а ночь сменяет
вечер, десятичная система не проникнет в область времени. Введение десятичной
меры времени (в отличие от изменение календаря) не сулит никаких
дополнительных неудобств, лишь сделает человека чуть дальше от насыщенной
жизни реального мира и на один шаг ближе к небытию.